ЧТО ДЕЛАТЬ С РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Пост обновлен 24 дек. 2020 г.



Сегодня я хотел бы поразмышлять над одним из ключевых вопросов, волнующих большинство наших граждан. И не один. Первоклассный российский экономист Сергей Гуриев выпустил цикл передач-интервью «Что (же) делать?», призванный дать ответы на вечные российские вопросы. Первая из них как раз и была посвящена назревшим экономическим реформам в России. Этот вопрос Гуриев обсуждал с Андреем Шароновым – президентом Московской школы управления «Сколково».


Полная ссылка на передачу: https://www.youtube.com/watch?v=DnpOAGuiOD4

Я глубоко уважаю Сергея Гуриева за умение четко и понятно формулировать экономическую проблематику и ответы на экономические вопросы понятным и простым языком. Напомню, Гуриев был ректором РЭШ (Российская экономическая школа). Во время моей учебы в МГУ в 2000-е годы каждый из нас мечтал попасть в РЭШ, конкурс туда был впечатляющим, а сама РЭШ была уважаемым во всем мире оплотом передовой экономической науки в России. Далее из-за разногласий с властями и косвенными угрозами Гуриев вынужден был мигрировать в Европу, где занимал должность Главного экономиста ЕБРР, а сейчас является профессором парижского Института политических исследований.


Пока провластные телевизионные эксперты пытаются увести фокус граждан нашей страны в славное военно-коммунистическое прошлое и в проблемы стран Запада и Ближнего зарубежья, я в солидарности с Гуриевым предлагаю сосредоточиться на том, каким образом можно решить внутрироссийские проблемы, которых за время необъявленной войны с Западом возникло немало.

Я бы хотел бы описать основные тезисы, выработанные в рамках беседы Гуриева с Шароновым, с которыми я согласен и которые считаю необходимыми для экономического рывка России.


1. Разгосударствление и дерегулирование экономики


Сейчас Россия идет по пути «Чем больше государства в экономике, тем лучше». Это идеологическое клише, которое досталось нам с советских времен и разгула 90-х годов, но всё же мешает нам развиваться. Многие капиталистические страны также борются со «звериным оскалом» конкуренции, но вмешательство государства в экономику минимальное, что не мешает высокому уровню развития.

Государство в РФ должно уходить и как собственник, и как избыточный регулятор.

Уход государства, как собственника, должен происходить путем новой прозрачной приватизации и реформы естественных монополий. Сейчас всё чаще создаются новые госкомпании, а действующие скупают активы в своей и смежных отраслях. Нам необходимо введение конкуренции в тех сегментах монополии, где это возможно. Неплохие результаты, которые можно взять за образец, наблюдаются в реформировании энергетики и железнодорожного транспорта, где выделилось много конкурентного бизнеса. Так, РЖД занимается обслуживанием и организацией перевозок, инфраструктурой, а в остальные сегменты приходит частный капитал. Много частных инвестиций пришло и в энергетику. Однако если правительство не выполняет свои обязательства, а конкурентов выкупает государственная корпорация, частный капитал уходит. Такая реформа даст плоды с точки зрения низких тарифов для населения, повысит прозрачность и ответственность: в госкорпорациях высокая зарплата при непонятных результатах работы. Госкомпании в меньше степени находятся под прицелом акционеров, инвесторов, прессы, что делает руководство ими менее эффективным. Также необходимо ограничить создание ГУПов и МУПов, поскольку эта форма не позволяет защищать интересы собственника, т.е. государства, от директора.


Уход государства, как избыточного регулятора, должен идти путем упрощения взаимодействия с контрольно-надзорными органами, которые состоят из набора чиновников, зачастую некомпетентных и коррумпированных. Мы до сих пор наивно полагаем, что чем больше контроля над потребительскими товарами и услугами, тем лучше для потребителя, забывая, что весь контроль переходит в издержки и соответственно цены. Срабатывает закон предельной полезности контроля: с определенного момента либо цены становятся неподъемными, либо предприниматели закрываются из-за избытка контроля.


Приоритетом государства должно стать развитие конкуренции, малого бизнеса, улучшение инвестиционного климата, поскольку это приведет к снижению издержек и рисков для начала и развития бизнеса.


Вторым приоритетом государства должна стать его социальность, при которой оно не убивает экономические стимулы повсеместными дотациями, а распределяет деньги действительно нуждающимся (адресная программа помощи определенным группам населения). Это поможет кардинально снизить бедность в России.


2. Перераспределение власти и денег из федерального центра в регионы


Сейчас в России наблюдается крен в сторону федерального центра, который забрал себе самые надежные и легкие налоги, которые остаются даже в тяжелые времена: НДС, НДПИ, НДФЛ. На регионы и муниципалитеты приходятся менее значимые и весомые налоги. Эта схема является серьезным рычагом давления на регионы.


В России будущего каждый регион должен получать свои доходы, которых должно быть достаточно в соответствии с властными полномочиями внутри регионов. Если их не хватает, то может быть особый режим. Если регион не справляется, то федерация может направить антикризисную команду.


Почему так не делают: компетенций на этом уровне недостаточно, было много непрофессиональных решений и коррупции. Однако большой страной нельзя полностью управлять из центра. Мы должны делегировать полномочия и научиться их контролировать. Пока в регионах нет ресурсной базы для развития, не будет и профессиональных кадров для его реализации. Смешно, когда федеральный центр занимается конкретным мостом или дорогой. Это признак слабости системы – отсутствие локализации местных проблем на местном уровне.

Налог на имущество, налог на самозанятых и на малый бизнес, НДФЛ – те налоги, которые можно передать на региональный уровень. Часть налогов можно распределять по формуле между федеральным центром и регионом, например, НДС.


Почему это важно: действительно федеральная страна с большими полномочиями и финансовыми возможностями на региональном уровне является магнитом для региональных инвестиций, что может улучшить качество жизни и зарплаты по всей стране. Межбюджетные трансферты должны определяться по формуле и правилам в автоматическом режиме, а не через переговоры между регионом и федеральным центром.


3. Реформа правоохранительной и судебной системы


Во-первых, правоохранительная и судебная система должны быть направлены на защиту интересов частных собственников. Сейчас крупный бизнес использует инструменты государства и правоохранительных органов в своих интересах, а среднему и малому бизнесу тяжело себя защитить и от государственных корпораций и регуляторов, и от других конкурентов, приватизирующих должностных лиц через коррупционные схемы. Эти неэкономические издержки сейчас довольно велики, что сильно демотивирует бизнес. В России будущего потребитель может подать в суд, а предприниматель может купить страхование своей ответственности.


Во-вторых, сейчас российское законодательство крайне раздуто: в нормативной базе расписаны все возможные исходы отношений между потребителями и предпринимателями. Нормативные акты становятся необъятными: каждый день выходит по 400 страниц новых законов. Так, в англосаксонской практике действует прецедентное право, когда суды решают, насколько какое-либо действие отвечает не букве, а духу закона. Нам также нужно прецедентное право, поскольку оно более гибкое.


4. Доступное профессиональное образование и переподготовка


Создание привлекательных высококвалифицированных рабочих мест в России напрямую связано с реформой постдипломного непрерывного образования. В России наблюдается структурная безработица: есть вакансии и есть рабочие места, но нужных компетенций для покрытия вакансий нет. Власть эксплуатирует миф, что у нас очень хорошая и недорогая рабочая сила, но это не так. Изменение квалификации – важнейшая проблема на много десятилетий вперед в силу исчезновения или роботизации ряда профессий.


5. Отмена протекционизма, поддержка несырьевого экспорта


Защита неэффективных российских предпринимателей от зарубежной конкуренции препятствует модернизации и развитию. Государственный протекционизм не дает своих плодов, он приводит к прокрастинации предприятий или целых отраслей. После введения пошлин предприятие продолжает «лежать на боку» и ничего не делает для развития своего бизнеса. Это вред экономике, она продолжает стагнировать.


Протекционизм хорош только в случае несырьевого экспорта на международные рынки: государство должно поддерживать такие предприятия через субсидии, низкопроцентные кредиты или государственные гарантии.


На примере других стран мы видим, что импортозамещение в Латинской Америки усугубило отставание их экономик от развитых стран. Напротив, поддержка экспорта на внешние рынки в странах Юго-Восточной Азии приблизило их к уровню западных стран. Это создает правильные стимулы для инноваций и инвестиций.


Норвегия также работала в условиях сырьевого проклятия, но смогла саккумулировать полученные ресурсы в высокотехнологичные сферы экономики внутри страны и достаточно доходные инвестиции за рубежом.


От себя хотел бы добавить ещё 4 важные экономические меры, которые бы помогли России сделать рывок.


1. Снижение налогов на конечную продукцию и рост налогов на сырьевой экспорт


Мне стыдно за российскую экономику: мы экспортируем в Европу и Китай дешевое разнообразное сырье (нефть, газ, лес, вода, металлы и прочее), при этом на мировом рынке практически отсутствует готовая высококачественная брендированная российская продукция. Потому что так проще: это стабильные валютные доходы, хотя они вредны экономике. Мы продаем в Швецию дешевое дерево, из которого шведы делают мебель Ikea и продают её относительно дорого обратно нам. Мы продаем в Китай и Европу дешевые нефть, газ и металлы, импортируя оттуда электронику, автомобили, одежду и лекарства. Мы продаем на внешние рынки дешевую пшеницу в рекордных объемах и закупаем дорогие продукты питания.


Корень зла в налогах, которые делают выгодным экспорт сырого сырья и в купе с вышеназванными проблемами демотивируют бизнес заниматься реализацией готовой продукции внутри страны и на экспорт.


2. Борьба с социальным неравенством


Стыдно, когда мы собираем деньги через федеральные каналы или благотворительные фонды, принадлежащие окологосударственным деятелям, на лечение больных детей, но при этом строим стадионы и мосты втридорога через окологосударственных подрядчиков в отсутствии реальной конкуренции.

В этой борьбе с неравенством может помочь уже названная адресная поддержка нуждающихся слоев, а также реально прогрессивная шкала НДФЛ, когда богатые слои населения платят существенно большие налоги в бюджет (не 15% против 13%, а, например, 30% против 10%).


3. Борьба с коррупцией путем соотношения официальных доходов и имущества должностных лиц и их семей


По этому пути несколько десятилетий пошел Сингапур. Если у чиновника и его семьи официальных доходов на несколько миллионов рублей в год, а имущества не несколько миллиардов, это должно стать прямым сигналом для заведения уголовных дел о коррупции. Декларации всех членов семьи чиновников, включая дальних родственников, по доходам и имуществу должны быть прозрачными и открытыми для общественного контроля.


4. Создание в Москве международного финансового центра стран BRICS и развивающихся стран


Московская биржа должна привлекать на IPO компании со стран BRICS и других развивающихся стран. Нужно создать благоприятный инвестиционный климат путем сведения к нулю транзакционных издержек и налогов на финансовые операции и дивиденды. Иностранному капиталу должно стать выгодно инвестировать в России.


Московская биржа также должна реформировать валютную секцию по аналогии с CME Чикагской валютной биржей. Она должна стать максимально ликвидной для быстрого и эффективного (с минимальными спредами) обмена валют стран BRICS и развивающихся стран. Рубль может стать базовой валютой для такого обмена. Пока это сделать не поздно, поскольку рубль является одной из 10 наиболее ликвидных валют мира, обгоняя китайский юань и индийскую рупию.


Резюмируя, хочу сказать следующее. Назревшие экономические реформы требуют десятки лет и проходят с общественными потрясениями, поэтому их необходимо реализовывать уже сейчас, причем твердо и последовательно. Россия пока находится на среднем уровне экономического развития, поэтому мы можем довольно быстро почувствовать серьезные изменения в благосостоянии. Реформы должны и могут работать не для галочки, а для людей. В общем, рекомендую передачу Гуриева к просмотру.

Просмотров: 9Комментариев: 0
3tsDRA1Sk8s.jpg

"Инвесторы зачастую подвержены излишней эйфории или панике и совершают импульсные сделки по необоснованно завышенным или заниженным ценам. Мы умеем вычислять эти нетипичные ситуации с помощью математической модели и фундаментального анализа и понимаем, что они неизбежно проходят. Разработанные тактики входа и выхода из сделок приносят нам результаты существенно лучше рынка и позволяют гарантировать инвесторам высокую доходность"

Александр Шульга, Инвестиционный Управляющий, Генеральный директор компании "Pulse Invest"

Контакты:

Москва, Пресненская наб., д.12

Башня "Федерация-Запад", 29 этаж

8 800 600 16 06 

get@pulseinvest.ru

О компании:

Общество с ограниченной ответственностью "Пульс", ООО "Пульс", LLC Pulse

Дата создания: сентябрь 2013 года

Юридический адрес: РФ, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.3, стр.1, пом.II

ИНН/КПП 7704870412 / 770401001, ОГРН 1147746869852

  • Instagram
  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter